Компания настаивает на прокладке к городу высокоскоростной магистрали.
ОАО РЖД предложило китайским партнерам инвестировать в строительство скоростной магистрали Самара--аэропорт Курумоч--Тольятти лишь после того, как будут построены ВСМ Москва--Казань и ответвление от нее на Самару, без этого отдельный участок в регионе не окупится. Об этом "Ъ" рассказал источник, знакомый с ходом встречи между президентом ОАО РЖД Олегом Белозеровым и главой Китайской железнодорожной корпорации (КЖК) Ли Чанцзинем, состоявшейся в пятницу.
Напомним, 27 мая губернатор Самарской области
Николай Меркушкин и
Ли Чанцзинь подписали меморандум о сотрудничестве, предполагающий, что КЖК может инвестировать в строительство ВСМ Самара--Курумоч--Тольятти (см. "Самара" от 30 мая). Проект хотят реализовать к чемпионату мира по футболу 2018 года, предполагается реконструкция путей (138,5 км) и строительство эстакады, соединяющей станцию с аэропортом. Скорость движения составит 120 км/ч, инвестиции оценены в 8,4 млрд руб. Целевой пассажиропоток — 235 тыс. человек в год на участке Тольятти--аэропорт, 530 тыс. человек для участка Самара--аэропорт и 1,7 млн человек — между Тольятти и Самарой.
Но, по словам источника "
Ъ", ОАО РЖД сообщило КЖК, что экономический анализ проекта показал отсутствие коммерческой эффективности для монополии. Поэтому, продолжает собеседник "Ъ", ОАО РЖД объявило, что его реализацию целесообразно рассматривать только в увязке с проектом ВСМ Москва--Казань и ответвления от нее Чебоксары--Ульяновск--Казань, которое включено в программу организации высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ. Ответвление отнесено на третий этап программы — 2025-2030 годы. Его строительство, по данным ОАО РЖД, позволит к 2031 году ускорить движение между Самарой и Москвой до 5 часов 40 минут (сейчас 11 часов), обеспечив пассажиропоток 1,14 млн человек.
ОАО РЖД предлагает, сделав Курумоч станцией ВСМ Чебоксары-Самара, построить ответвление на Тольятти. Тогда, рассказывает собеседник "Ъ" со ссылкой на данные ОАО РЖД, рентабельность всех маршрутов программы составит не менее 7,5%. Для отдельного проекта Самара--Тольятти, говорит он, "возможно привлечение долгового финансирования КЖК, но это потребует дополнительных расчетов механизмов возврата средств, так как проект не является окупаемым".
В ОАО РЖД "Ъ" заявили, что два проекта не являются взаимоисключающими.
Проект линии Самара--Тольятти со строительством станции Курумоч включен в программу высокоскоростного сообщения в РФ до 2030 года как составляющий элемент проекта ВСМ Чебоксары-Ульяновск--Самара (для поездов со скоростью до 250 км/ч), говорят в монополии. "В то же время на этой линии уже в ближайшие годы возможна организация интермодального скоростного сообщения при выполнении ряда работ по модернизации инфраструктуры,— подчеркнули в ОАО.— Сейчас целесообразно провести предпроектные изыскания для определения технических показателей проекта и экономической эффективности, в том числе при участии властей региона и потенциальных инвесторов".
Вариант региональных властей — абсолютно нормальный локальный проект, полагает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, у него есть все предпосылки быть экономически обоснованным: короткие расстояния, небольшие инвестиции, понятный пассажиропоток. Вопрос лишь в том, насколько целесообразно вносить туда элементы высокоскоростного движения — возможно, достаточно обычной инфраструктуры. А ответвление Чебоксары--Самара экономического смысла не имеет, уверен эксперт.