На «Тольяттиазоте» вскрылась очередная коррупционная схема, на этот раз связанная с обеспечением физической охраны предприятия. От многих других коррупционных схем по выводу прибыли, работающих на ТоАЗе, ее отличает прямое участие сотрудников государственных органов, которые согласно воинскому уставу, должны обеспечивать безопасность и антитеррористический режим объекта.
Суть схемы заключается в том, что физической охраной ТоАЗа занимается частная охранная организация (ЧОО) «Алмаз». Но химкомбинат принадлежит к категории опасных производственных объектов. В приложении №1 к Постановлению правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (с последующими уточнениями и дополнениями) приведен перечень объектов, на которые не может распространяться частная охранная деятельность. Согласно п.13 перечня это в том числе объекты по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации сильнодействующих и химически опасных веществ. Из Постановления следует, что частная охранная организация не имеет права нести охрану химкомбината, этим должны заниматься подразделения Росгвардии, которые по своим полномочиям и подготовке могут обеспечить необходимый антитеррористический режим.
Как пишет tltpravda.ru нарушение было выявлено в ходе выездной внеплановой проверки ЧОО «Алмаз» Управлением Росгвардии по Самарской области. ТоАЗу было выдано предписание расторгнуть договор с «Алмазом» и заключить его с тольяттинским территориальным отделом Росгвардии, а «Алмазу» – покинуть территорию завода.
Однако распоряжение Самарского управления Росгвардии так и осталось невыполненным. Дело в том, что на заводе годами работает схема вывоза и хищения неучтенной продукции, которая впоследствии продается, а выручка в конце концов попадает на офшорные счета владельцев завода семьи Махлаев без уплаты каких-либо налогов в российский бюджет. Часть этой выручки оседает в карманах руководства «Тольяттиазота».
Воровство неучтенной продукции на «Тольяттиазоте» процветало с давних пор. Хорошо известен факт, что в 2008 году еще бывший «красный директор» ТоАЗа Владимир Махлай (отец нынешнего основного владельца завода Сергея Махлая) с позором уволил c ТоАЗа Виктора Казачкова за воровство карбамида, уж слишком нагло это делалось. Но после отстранения Махлая-старшего от руководства заводом Казачков вернулся на ТоАЗ в должности директора по производству, и схема расцвела по-новому. До недавних пор покровительствовал ей уволенный 9 июля 2021 года гендиректор Дмитрий Межеедов, а теперь – его бывший зам Сергей Шишов, ставший врио гендиректора.
Прикормленное охранное предприятие «Алмаз» за хорошее вознаграждение закрывало глаза на хищения продукции, что устраивало всех, кто участвовал в этой схеме.
И тут вдруг – распоряжение Самарского управления Росгвардии о приведении ситуации с охраной химического гиганта в соответствие с законом.
Его выполнение ломает удобную и привычную схему воровства неучтенной продукции: как только завод встанет под охрану Росгвардии, структуры федерального подчинения, воровство вмиг будет пресечено. А значит, закроются кормушки и для Махлаев, и для руководства ТоАЗа, и для директора «Алмаза» Феоктистова.
И тогда была разработана новая коррупционная схема, в которую, как можно предположить, оказалось вовлечено… руководство самой территориальной структуры Росгвардии.
ТоАЗ формально обратился к начальнику тольяттинского отдела Росгвардии Минееву с просьбой заключить договор и организовать на заводе шесть круглосуточных постов охраны. В таком же формальном ответном письме Минеев заявил, что сделать это не может из-за недостатка личного состава, а когда отдел достигнет «оптимальных параметров штатной численности», тогда «будет дополнительно рассмотрен вопрос о заключении договора физической охраны объекта ПАО «ТОАЗ».
Таким образом, Минеев, скорее всего, опять-таки за определенное вознаграждение, вместо того чтобы набрать недостающий штат, дал возможность «Алмазу» продолжать работать на ТоАЗе, а себе тем самым мог обеспечить стабильный дополнительный доход.
Сейчас охранять ТоАЗ продолжают частные охранники, ведь совсем без охраны завод остаться не может. В результате все участники схемы в выигрыше: Махлаи, Казачков, Межеедов, Шишов, Феоктистов, Минеев.
Вот только для Минеева это не просто неисполнение распоряжения командования, это прямое нарушение воинского устава и присяги, в которой, напомним, есть такие слова: «Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника войск национальной гвардии… быть мужественным, честным и бдительным, не щадить своих сил в борьбе с преступностью; достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на меня обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, хранить государственную и служебную тайну».
По всей вероятности, из всего этого Минеев намеревался только хранить тайну своей коррупционной деятельности, но и это ему не удалось. Факт вопиющего нарушения воинской дисциплины, устава и присяги вряд ли останется без внимания вертикали его руководства и соответствующего наказания.
В эту возмутительную и беспрецедентную ситуацию немедленно должны вмешаться правоохранительные органы. На опасном производственном объекте, через который проходят миллионы кубометров взрывоопасного природного газа и тысячи тонн ядовитого аммиака, вместо требуемого режима безопасности – «решето», а частные охранники помогают воровать продукцию. Эта ситуация опасна уже сама по себе, но что произойдет в случае осуществления террористических рисков или какого-либо другого подобного инцидента, который сотрудники частной охранной структуры предотвратить окажутся не в силах? И самое неприемлемое, что сотрудники местных силовых органов, которые должны бороться с преступностью и обеспечивать безопасность населения, используют свое служебное положение в корыстных интересах, помогая мошенникам.
Тут можно вспомнить, что в 2016-2017 году на «Тольяттиазоте» разгорелся скандал, когда в одном из помещений завода был обнаружен схрон оружия и литература экстремистского содержания. И хотя произошедшее оказалось лишь имитацией теракта из-за разборок между собственниками завода, этот факт очень показательный. Частное охранное предприятие не смогло ни пресечь подготовку теракта, ни выявить схрон.
Страшно представить, что может случиться, если «Тольяттиазот» вдруг станет мишенью настоящих экстремистов.
Алексей Напылов