Попалась мне тут книга «Илья Шувалов: Сургут – Москва». Ну как книга, начало, она, как это сейчас принято, выкладывается в процессе написания. Пока готова только первая глава, и я не стала бы писать рецензию на такой маленький кусочек, если бы не некоторые обстоятельства.
Прежде всего, автор — изрядный смельчак. Начать свой творческий путь с собственных мемуаров — это сильно. Понятно же, что немедленно набегут любители покричать, что о себе пишет лишь бесталанное школоло. Я хочу сразу поговорить об этом, прежде чем двинуться дальше.
Да, автора книги про Илью Шувалова зовут Илья Вадимович Шувалов и, судя по всему, он и правда вырос в Сургуте, а потом переехал в Москву. То есть перед нами честные мемуары. Но с каких пор мы стали это осуждать? Ответ прост и известен каждому книголюбу: с тех пор, как начинающие авторы стали засовывать себя в произведения, отнюдь не маркированные как мемуары. И делать из себя Мэри или Марти, в зависимости от пола.
Чем это плохо? Да уж конечно, не тем, что автор жаждет приключений для себя, любимого, а тем, что делается это весьма неуклюже. Образ великого себя обычно картон картонный, тысячи врагов падают замертво, лишь завидев его, и любой его глупый поступок объявляется наимудрейшим. И конечно, мы это клеймим, и я с этим более чем согласна.
Но в мемуарах всё не так! Просто мы отвыкли от мемуаров. Автор, который на старте признаётся, что пишет о себе, причём о реальных, а не выдуманных событиях, может, конечно, немного приврать, но в целом придерживается исторической правды. Хотя бы потому, что можно ведь проверить, как оно было на самом деле. Особенно легко это сделать сейчас, в эпоху интернета, наверное, потому мемуары стали писать реже. Хотя всё ещё пишут, вот, Ширвиндт недавно выпустил.
Но Илья Вадимович Шувалов — явно не Александр Анатольевич Ширвиндт, потому и говорю: смельчак. Интересно, к чему это, ведь обычно простые люди пишут такие книги с какой-то целью. Например, показать, как можно достичь того и сего. Вряд ли смысл книги Шувалова — рассказать, что из Сургута можно перебраться в Москву, это как бы и так всем известно. Ну, почитаем — увидим, но вангую, что речь пойдёт о том, как мальчику, выросшему в девяностые, удалось осуществить амбициозную мечту.
А мечта у Шувалова и впрямь, как для девяностых, смелая: он с детства любил дальние страны и мечтал о путешествиях. Семья у него — все врачи, причём я бы не сказала, что какие-то мегазнаменитые, ведь в голодные годы им пришлось перебираться из Омска в Сургут. Город, связанный с нефтедобычей, видимо, давал зарплаты побольше, а иначе было не выжить. Илья тогда был совсем ещё мал, и о жизненных обстоятельствах семьи Шуваловых можно только догадываться. Илья всё больше приключениями грезил. Хватал то одну книжку, то другую и уносился из холодного, неприветливого города в Австралию, Африку или хотя бы в бескрайние дебри тайги.
В книге Ильи Шувалова Сургута немного, но по сравнению с дальними странами он очень блеклый и скучный. С местными детьми можно поиграть в больницу, вот и все радости. Илья с гораздо большим удовольствием читал и приставал с вопросами ко взрослым. И здесь, как мне кажется, книга проседает: про мечты нам рассказали так много, а про реальность так мало. Илья показан тем ещё эскапистом, и я прямо колеблюсь, точно ли мне интересно читать о том, как пробивается в жизни человек, реальной жизнью мало интересующийся? Впрочем, на этот вопрос может ответить только Илья Шувалов, когда выложит следующие главы. Пока что мне умеренно интересно.