Открыт новый плазменный метод связывания атмосферного азота водой. Среди авторов – два россиянина, один из которых родился в Жигулёвске.
Простое разрядное устройство может стать основой принципиально нового источника биологически активного азота, необходимого для лекарств и удобрений. Группа китайских и российских ученых уже создала прототип установки, использующей для этого обычную воду.
20 февраля в ведущем научном журнале «Nature Communications», специализирующемся на передовых достижениях в области естественных наук, были опубликованы результаты четырёхлетнего проекта сразу нескольких лабораторий из трёх университетов КНР. Проект был озаглавлен «Эффективная безкатализаторная фиксация молекулярного азота с помощью катион-радикалов воды».
Двое из тринадцати авторов работы имеют прямое отношение как к России, в целом, так и к Самарской области, в частности. Профессор Восточно-Китайского технологического университета Роман Балабин в 2013 году защитил свою кандидатскую диссертацию в Российском государственном университете нефти и газа (РГУНГ). Ранее, в 2005–2007 годах, он активно сотрудничал с Куйбышевским нефтеперерабатывающим заводом, собирая образцы для своих исследований в области нефте- и газохимии.
Второй россиянин, профессор фармацевтического факультета Цзянсийского университета Константин Чингин, в 2006 году окончил Московский физико-технический институт (МФТИ). Чингин родился в 1983 году в Жигулёвске, где в юности увлёкся древнекитайской настольной логической игрой рэндзю. В 2004 году он стал чемпионом России по данной игре, а затем неоднократно успешно выступал на чемпионатах мира.
Балабин и Чингин познакомились в ноябре 2008 года, когда они оба являлись аспирантами в Швейцарской высшей технической школе в Цюрихе. С тех пор, они продолжали поддерживать как личные, так и научные отношения.
Сегодня оба россиянина надеются уже в скором времени перейти к практическому внедрению своих результатов в промышленность, ведь даже сегодня их лабораторная установка позволяет получать химические вещества стоимостью в сотни долларов США на каждый затраченный киловатт-час электроэнергии.