Эксперты компании «Где мои дети» совместно с ассоциацией «Поиск пропавших детей» провели исследование среди участников ассоциации, чтобы выяснить, кто становится волонтерами в России и что движет этими людьми.
Кто такой типичный волонтер в России?
Среди участников поисковых операций преобладают женщины — 70% опрошенных волонтеров. Их средний возраст – 38 лет. Среди основных сфер деятельности участников – рабочие специальности (монтажные и слесарные работы, работа на заводе и др) (22%), сфера образования – репетиторы, преподаватели, методисты и др (17%) и IT – программисты, тестировщики и др (9%). 40% опрошенных начали свою волонтерскую деятельность из-за желания помогать другим. 25% узнали о поисковых операциях из новостей и социальных сетей и захотели помочь найти ребенка, а 15% присоединились благодаря рассказам знакомых.
Все истории поисков объединяет одно — огромное желание людей помочь. Одна из волонтеров участвовала в поисках девочки несколько лет назад, сбежавшей из детского дома. Когда ребенка нашли, женщина не смогла остаться в стороне — оформила опеку, забрала ее к себе, и теперь девушка выросла и уже сама готовится стать мамой.
Волонтеры тратят на поиски значительное количество своего свободного времени. 40% участвуют в операциях до 5 раз в год, 19% – 5-10 раз, 24% выходят на поиски 10-30 раз. За это время каждый из опрошенных нашел в среднем от одного до десяти пропавших детей. Участие в поисковых операциях предполагает разную работу. Среди опрошенных волонтеров – большинство (53%) непосредственно работают выезжая на место поисков, 22% занимаются информированием в социальных сетях, распространяя ориентировки.
“Ежегодно в России поступает порядка 45 тысяч заявлений о пропаже детей. Более 15 лет помощь в поиске пропавших полиции и следственным органам оказывают отряды Ассоциации «Поиск пропавших детей», которая охватывает волонтерские организации от Калининграда до Приморского края. За 15 лет работы силами волонтеров были найдены более 25000 детей и взрослых, проведено более 420 рейдов по борьбе с эксплуатацией детей, а обучение правилам безопасности прошли свыше 150000 детей в городах России.” - рассказывает Дмитрий Викторович Второв, президент фонда “Поиск пропавших детей”, руководитель Всероссийской ассоциации “Поиск пропавших детей”
Но волонтерская деятельность требует ресурсов: 34% участников считают, что для повышения эффективности поисков нужна большая финансовая поддержка на топливо и оборудование, 18% — считают необходимым привлечение большего количества людей, 17% — повышение осведомленности населения о поисковых операциях.
В волонтерстве при поисках каждая секунда и каждое сказанное слово имеет значение. Так, волонтеры помогли создать резонанс вокруг похищенного в 2012 году мальчика Ильи из Пермского края, что в итоге заставило преступников вернуть ребенка. Другой случай — мальчик, который после ссоры с родителями ушел из дома. Важно было не только найти его, но и наладить с ним контакт. Волонтерам удалось это сделать в ходе телефонного разговора. Мальчика обнаружили и отправили к нему спасательную группу.
У каждого волонтера своя мотивация, но главная причина, по которой они остаются в деле, — это осознание значимости своей работы. 48% отмечают, что не могут иначе, это стало частью их жизни, а для 25% основная мотивация – возможность однажды спасти кому-то жизнь.