Век назад по улицам города проехал первый электрический вагон.
Во вторник, 24 февраля, в самарской государственной филармонии состоялось праздничное мероприятие, посвященное 100-летию со дня открытия в городе трамвайного движения.
12 февраля 1915 года в торжественной обстановке в городе был пущен первый самарский электрический трамвай второго маршрута. Уже к концу года ходило более 30 вагонов по пяти маршрутам. Первым вагоновожатым был Павел Суткевич. Он же – автор проекта самарского трамвая. В то время трамвай развивал скорость в 12,5 верст (примерно 11,7 км/ч). Для сравнения – современные составы могут развивать скорость до 90 км/ч. В Самаре были спроектированы также некоторые оригинальные виды трамваев: грузовой, снегоуборочный, а также двухвагонный – прообраз тех, что ездят по городу сейчас. За 100 лет трамваи не только не вышли из моды, но и сохранили преимущество перед другими видами общественного транспорта. Сегодня на трамваях и троллейбусах ежедневно передвигаются более 300 тысяч самарцев. Трамвайная сеть в городе – одна из крупнейших в стране, протяженность путей составляет свыше 160 км.
В самарском МП «Трамвайно-троллейбусное управление» работают сотни человек, которые делают все, чтобы ток бежал по проводам, а трамваи и троллейбусы – по своим маршрутам. И во вторник в филармонии состоялось торжество, приуроченное к вековому юбилею, гостями которого стали сотрудники муниципального предприятия.
Отличников трудовой деятельности – слесарей, электриков, водителей подвижного состава, кондукторов, - почетными грамотами, благодарностями и дипломами награждали: заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области
Сергей Калинин, зампредседателя самарской губдумы
Александр Колычев, председатель самарской городской думы
Александр Фетисов, первый заместитель главы администрации Самары
Виктор Кудряшов, исполнительный директор регионального отделения работодателей «Союз работодателей Самарской области»
Владимир Братчиков.
Александр Колычев, поздравляя присутствующих, отметил, что самарский трамвай стал первым в отечественном производстве, его построили исключительно российские специалисты без вмешательства иностранцев и с применением только отечественных составляющих: вагоны, контактная сеть, рельсы, шпалы, электро- и механическое оборудование.
А председатель гордумы Александр Фетисов рассказал юбилярам судьбоносную историю из своей жизни, связанную именно с самарским трамваем.
«Мой дед встретил войну в польском Белостоке, куда уехал из Воронежа. И пока они там сдерживали фашистов, бабушка с малолетней тетей уехали в Куйбышев. Пока дед выходил из окружения и лечился после ранения, он как раз проезжал Куйбышев, где ему сообщили, что с его семьей случилась какая-то трагедия. Он воспринял это с нелегким сердцем и принял решение ехать к родителям в Москву. А потом вспомнил, что воронежские живут здесь же, в Куйбышеве, в Юнгородке. И решил, что если сейчас быстро подойдет трамвай, то поедет узнать. Трамвай подошел, он доехал до конечной, зашел в первый двор, а там сестра бабушки вешает выстиранное белье. И там же – семья деда. Поэтому у меня к вам еще личная, семейная благодарность, что эта «тройка» пришла вовремя», - сказал Александр Фетисов, обращаясь к собравшимся.
Отдельных слов признательности удостоились сотрудники МП «ТТУ», совершившие трудовой подвиг. Водитель трамвая Владимир Стаханов, не так давно остановивший хулиганов, которые разрисовывали краской вагон трамвая, получил награду за самоотверженность и героизм. А человек-легенда для трамвайно-троллейбусного управления - Владимир Водолазов, возглавивший предприятие в 1986 году и занимавшийся его развитием (именно при нем был освоен капитальный ремонт подвижного состава, качество которого было признано одним из лучших в России), был награжден медалью Павла Суткевича «За многолетний самоотверженный добросовестный труд».
«Я рад возможности поблагодарить за добросовестный труд сотрудников моего родного коллектива. Спасибо за то, что мы с вами делали, чего достигли, за то, что сохранили коллектив», - произнес Владимир Николаевич со сцены.
Также поздравил присутствующих и Виктор Кудряшов, подчеркнув, что МП «ТТУ» сегодня является самым крупным муниципальным предприятием Самары – как по численности (более 3700 сотрудников), так и по объему транспортной работы.
«Трамвайно-троллейбусное управление является финансово устойчивым стабильным предприятием. Это вселяет надежду, что более эффективно будет удаваться решение вопросов технического обеспечения отрасли, социальных вопросов коллектива. Сегодня самарский трамвай – это уже не тот открытый всем ветрам вагон, где пассажиры висят на подножках. И хотя средний возраст подвижного состава, к сожалению, нельзя назвать юным, в городе уже появляются современные низкопольные вагоны. И сейчас мы стоим на пороге кардинального обновления трамваев. В государственной программе к ЧМ-2018 по футболу предусмотрены средства на реконструкцию и строительство новых линий, должна увеличиться скорость движения, а состав – обновиться. В течение ближайших лет мы станем свидетелями важных и серьезных изменений», - отметил Виктор Кудряшов.
Первый замглавы администрации добавил, что, несмотря на то, что техническое оснащение отрасли обновляется, неизменными остаются люди, точнее, династии, работающие на предприятии. В заключение своего выступления он наградил со сцены семейную династию Снегиревых, чей совокупный трудовой стаж в «ТТУ» составляет более 320 лет.