Профильный комитет СФ рекомендовал одобрить закон, направленный на совершенствование порядка формирования органов госвласти автономных округов
27
января 2015
22:44
1647
Председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров прокомментировал вопросы, рассмотренные на заседании Комитета 27 января.
В частности, Комитет СФ рассмотрел и рекомендовал Совету Федерации одобрить три принятых Государственной Думой федеральных закона, в том числе направленных на совершенствование порядка формирования органов государственной власти автономных округов и порядка наделения полномочиями глав муниципальных образований.
Комитет рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 263 Федерального закона "О политических партиях". Инициатором принятия этого закона является Дума Ханты-Мансийского автономного округа. По словам Дмитрия Азарова, Комитет СФ относится предельно внимательно к региональным инициативам.
Так, органы государственной власти автономного округа входящего в состав области, наделяются правом установить в уставе или законе автономного округа порядок избрании высшего должностного лица (главы) автономного округа депутатами парламента автономного округа из трех кандидатов, представленных Президентом Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных высшим должностным лицом области, в состав которой входит данный автономный округ. То есть решение о том, устанавливать ли такой порядок будут самостоятельно принимать органы государственной власти автономного округа. А правовые основы – закреплены в данном Федеральном законе.
Устанавливается, что список из кандидатур на должность главы автономного округа, которых должно быть не менее пяти, глава области формирует на основе предложений политических партий, имеющих своих депутатов в областном парламенте. Предложения о кандидатурах на должность высшего должностного лица автономного округа вправе вносить главе области также политические партии, представленные в Государственной Думе.
Помимо слаженной работы руководителей исполнительной власти области и входящего в ее состав автономного округа этот Федеральный закон будет способствовать сокращению расходов региональных бюджетов на проведение выборов глав автономных округов, так как процедура реализации предложенного этим Законом порядка наделения их полномочиями практически не требует средств из госбюджета.
Вторым важным законом, как отметил Дмитрий Азаров, является направленный на совершенствование системы местного самоуправления Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Им предусматривается повышение ответственности депутатов муниципальных собраний за непроведение правомочного заседания представительного органа местного самоуправления в течение трех месяцев подряд, приведшее к роспуску этого органа местной власти.
"Этот закон является откликом на многочисленные обращения людей из разных регионов страны, которые выражали свое возмущение фактами длительного бездействия избранных муниципальных представительных органов из-за неучастия в их заседаниях части избранных депутатов", - пояснил парламентарий.
Кроме того, данным Федеральным законом устанавливаются дополнительные варианты избрания глав муниципальных образований. Эти нормы в Федеральном законе появились по инициативе председателей профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы соответственно Дмитрия Азарова и Виктора Кидяева, курирующих вопросы местного самоуправления.
Суть нововведений – в предоставлении субъектам Российской Федерации возможности самостоятельно с учетом местных особенностей установить в своих региональных законах порядок наделения полномочиями глав муниципальных образований на основе одного из двух новых дополнительных способов наделения полномочиями, установленных в этом Федеральном законе. Тем самым, органы власти субъектов Федерации будут иметь более широкие возможности выбрать оптимальную схему наделения полномочиями глав городов и других муниципальных образований.
Первый способ позволяет депутату муниципального собрания избираться не только председателем представительного органа, но и участвовать в конкурсных процедурах на высшую должность в местной администрации, становиться, таким образом, главой города со всеми полномочиями в одном лице. Полномочия депутата при этом у назначенного главы города будут прекращены. Такой нормы ранее не предусматривалось законодательством. Второй из новых способов – дает возможность представительному органу муниципального образования наделить статусом главы города наемного управленца, главу администрации («сити-менеджера») из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Дмитрий Азаров пояснил, что помимо этих двух новых моделей в федеральном законодательстве остаются другие варианты формирования руководства местной власти: когда глава города избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и одновременно является председателем муниципального собрания и имеется глава администрации, избранный на конкурсной основе в качестве "хозяйственника", и другой вариант – когда глава города путем избирается населением на прямых выборах.
Достоинством этого закона является расширение возможностей субъектов Российской Федерации по выбору оптимального способа избрания глав муниципальных образований с учетом местных традиций.
Региональные власти получат возможность самостоятельно принимать решения, какой способ избрания главы города наиболее эффективно сработает в интересах большинства жителей муниципального образования и в данных социально-экономических обстоятельствах. При этом важно подчеркнуть, что не отменяются действующие механизмы, они дополняются новыми способами. Вариативность предложена максимальная.
"Таким образом, регионам передается возможность выбирать не только модель управления территорией, но и то, кто с каким качественным набором полномочий будет реализовывать эту модель управления. Закон продолжает процесс перехода правового регулирования в сфере местного самоуправления с федерального на региональный уровень. Теперь есть из чего выбирать, как и кого выбирать. Рассчитываю, что регионы, депутатский корпус взвешенно подойдут к определению модели управления и, с учетом социально-экономической ситуации, планов развития региона и муниципалитетов, со знанием настроения жителей, сделают правильный выбор", - отметил Дмитрий Азаров.
Члены Комитета СФ обсудили также ряд вопросов, связанных с подготовкой к проведению на заседании Совета Федерации "правительственного часа" о мерах Правительства РФ и Центрального банка РФ по обеспечению кредитования промышленности, малого и среднего бизнеса и агропромышленного комплекса. Сенаторы заслушают доклад Министра финансов Российской Федерации Антона Силуанова.
На заседании Комитета были сформулированы принципиальные позиции по теме предстоящего "правительственного часа".
В связи с подготовкой к проведению 28-29 мая 2015 года VII Невского международного экологического конгресса члены Комитета определили тему "круглого стола", который будет организован Комитетом, – "Проблемы обеспечения экологической безопасности при освоении месторождений полезных ископаемых в арктических и дальневосточных регионах".
Комитет также принял решение об определении приоритетных направлений своей деятельности на ближайшую перспективу, что позволит сосредоточить основные усилия членов Комитета на наиболее важных проблемах.