Хорошая кредитная история позволяет брать кредиты и займы на лучших условиях. Сегодня на рынке достаточно МФО с займами на карту Мир, Visa, Mastercard – получить деньги можно мгновенно, подав онлайн заявку. Но если человек неоднократно пропускал платежи, его репутация в качестве заемщика ухудшается. В интернете можно найти много рекомендаций по восстановлению КИ после образования просроченной задолженности. Но лишь часть их них актуальна. Как просрочки влияют на кредитную историю, как ее улучшить и какие правила соблюдать для сохранения доверия банков — об этом расскажем в статье.
Кредитная история — досье на человека в качестве заемщика. Кроме информации о кредитах и займах в нем хранятся сведения о долгах перед налоговиками, коммунальными службами, ФССП, ГИБДД и другими структурами. Эти данные собираются и хранятся специальными организациями Бюро кредитных историй (БКИ), которых на территории страны функционирует всего 6 (по состоянию на сентябрь 2023 года).
На состояние КИ влияет любо нарушение условий договора с финансовой организации. Банк вправе сообщить в Бюро даже о незначительной просрочки в пару дней, поэтому запись о ней попадет в досье заемщика.
Невнесение платежа в установленный срок — показатель, который сильно снижает доверие кредитора к клиенту. При рассмотрении заявки на получение денег любой банк проверяет кредитную историю потенциального заемщика. Просрочка в 1 день не берется во внимание, если она была допущена 1-3 раза за последние 1-3 года. Также нарушением не считается просрочка, возникшая из-за технического сбоя со стороны финансово-кредитной организации.
Банки руководствуются внутренними регламентом при принятии решения по заявке на кредит. Для некоторых из них просрочка в пару дней уже является поводом для отклонения запроса в связи с низкой платежной дисциплиной заявителей, для других даже 2 недели пропуска платежей — не повод для отказа в кредитовании.
В кредитную историю попадают все виды просроченных задолженностей. В зависимости от причины и срока невыплаты денег они бывают следующими:
• Техническая. Клиент внес платеж своевременно, но он поступил с задержкой из-за сбоя в программном обеспечении банка;
• Незначительная. Образуется при внесении платежа в последний день, так как деньги могут поступать с задержкой в 1-2 дня. В этом случае вероятность одобрения нового кредита снижается.
• Ситуационная. Возникает из-за сложных обстоятельств. Например, потере работы, административном аресте на 15 суток. Во избежание неприятных последствий следует подать кредитору письменное заявление с указанием причины задержки оплаты.
• Проблемная. Такая просрочка сильно снижает доверие к заемщику. Если не выплачивать кредит 1-2 месяца, финансовая организация применяет санкции в отношении должника. На долг начисляются штрафы и пени. Менеджеры пытаются связаться с клиентом, чтобы сообщить ему о проблемном долге.
• Долгосрочная. Просрочка сроком более 90 дней. В этом случае банк подает иск в суд или передает задолженность коллекторам.
• Безнадежная. Долг аннулируется по решению суда после признания финансовой несостоятельности гражданина (после проведения процедуры банкротства).