Центральный районный суд Тольятти 3 ноября продлил до 14 апреля 2021 года меру пресечения экс-главе Тольяттихимбанка Александру Попову – содержание в СИЗО. Слушания дела по существу запланированы на 3 декабря 2020 года. Следствие считает банкира причастным к совершению тяжких преступлений в составе преступного сообщества Владимира и Сергея Махлаев.
За несколько дней до заседания суда в СМИ появилась оперативная информация о том, что сообщники Попова готовят взятку в 10 млн долларов, чтобы заставить суд изменить меру пресечения и отпустить банкира под домашний арест. После этого можно было бы тайно вывести его за границу, где уже не один десяток лет скрываются главари группировки. Однако об этом плане стало вовремя известно правоохранительным органам, что в итоге и привело к его провалу. Никакого внезапного освобождения в зале суда не произошло, суд встал на сторону закона и оставил без изменения меру пресечения в виде содержания под стражей.
Владимир и Сергей Махлаи вместе с сообщниками были в прошлом году заочно осуждены в Тольятти за мошенничество в особо крупном размере. Прибрав к рукам в эпоху приватизации огромный химкомбинат «Тольяттиазот», Махлаи с тех пор занимались выводом прибыли завода в офшоры, укрывались от налогов в России и тайно переписывали имущество предприятия на подставные компании. Действия мошенников нанесли ТоАЗу и его акционерам ущерб в 87 млрд руб.
Следствие считает, что во всех этих аферах Попову принадлежала ведущая роль. Он не только разрабатывал и реализовывал мошеннические схемы, но и курировал отмывание и обналичивание «грязных» денег. Часть из них шла на взятки региональным и даже федеральным чиновникам, следователям, судьям и сотрудникам надзорных органов. За счет этого Махлаям долго сходили с рук систематические нарушения промышленной безопасности, они могли выигрывать любые суды (особенно на местном уровне), закрывать уголовные и административные дела, уклоняться от уплаты налогов.
Попов был задержан в аэропорту «Внуково» 31 мая 2019 года, откуда пытался вылететь за рубеж, и в тот же день арестован. С тех пор против банкира был выдвинут ряд обвинений в совершении тяжких и особо тяжких преступлений – мошенничества в особо крупном размере (ч.4 ст. 159 УК РФ), неуплата налогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ), создание организованного преступного сообщества и участие в нем (ч. 3 ст. 210 УК РФ).
Расследуя дело об организации ОПС, следователи обнаружили признаки еще одного преступления, которое теперь инкриминируется Попову. Речь идет о попытке дать взятку судьям Верховного суда РФ пять лет назад. С.Махлай приказал Попову «решить вопрос» в ВС РФ о доначислении ТоАЗу налогов в размере 161 млн руб. за 2010 год. До этого все остальные инстанции подтвердили правоту налоговиков. Попов склонил к соучастию в преступлении своих подчиненных, зависимых от него в силу служебного положения. Они обеспечили обналичивание 1,2 миллиона долларов и помещение их в ячейку, открытую на имя найденных Поповым посредников в передаче взятки.
Материалы этого дела и были недавно переданы Генпрокуратурой в суд. То, что обвиняемого в попытке подкупить суд Попова пытались освободить в зале суда за взятку, говорит о том, что ни Попов, ни его боссы так ничему и не научились, и прекращать преступную деятельность не собираются. Но проворачивать прямо под носом у правоохранительных органов то, что работало 10 или 15 лет назад, больше не выходит. Принципиальная позиция суда дает надежду на то, что все виновные в преступлениях на ТоАЗе понесут наказание и возместят нанесенный предприятию многомиллиардный ущерб.